Наши проекты

Реализуемые проекты и исследования:

Святыни родного края
Мы – друзья реки Шат
Сказки старика Бояна. Легенды и предания нашей округи
Музейный марафон
Бессмертный полк
Исторический атлас нашей округи
История одного предмета
Игры из бабушкиного сундука
«Шатская станция «Подземгаз»
«Дорогами предков. Экскурсии, походы, путешествия»
«Шатская школа: история и современность»
Дорогами предков. Отчет об экскурсии в с. Теплое

Организация поисково-исследовательской работы в школьном музее

В работе любого образовательного учреждения одной из главных задач является гражданско-патриотическое воспитание. Процессы глобализации и интеграции, одной из черт которых является унификация культуры, вызывают ответный отклик со стороны вовлеченных в эти процессы народов, выраженный в стремлении найти и актуализировать свои «корни», вернуться к истокам. Рост национального самосознания, поиск этнической идентичности и самости являются необходимым условием для формирования активной гражданской позиции, для воспитания гражданина-патриота. И отнюдь не последнюю роль в этом процессе играет школьный музей.

Музей образовательного учреждения – это место сохранения исторической памяти и обеспечения связи времен, традиций и поколений. В свете этого особенно актуальным является функционирование школьного музея в сельской социокультурной среде. В процессе руководства над работой учащихся на базе музея мы воспитываем  патриота через непосредственное соприкосновение исследователя с историей, погружение в эпоху, сопереживание, через слияние с социоисторическим опытом и его интериоризацию. Краеведческая работа во многом способствует осознанию этнической идентичности детей, воспитывает ребенка как творца-исследователя, развивает необходимые аналитические навыки, логику, способность выстраивать причинно-следственные связи, оригинальность и креативность мышления.

Музей — это динамично развивающееся пространство, которое может и должно организовывать научно-исследовательскую работу, сопровождать ребенка в его первых шагах в настоящую науку.

В целом, деятельность любого музея, в том числе и школьного,  можно разделить по следующим направлениям:

asd

На базе школьного музея «Истоки» (МБОУ ЦО №50) с 1995 г. успешно реализовываются все традиционные направления музейной деятельности, однако в силу образовательной специфики учреждения, основное внимание уделяется поисково-исследовательской работе.

Задачами поисково-исследовательской деятельности на базе комплексного краеведческого музея является следующее:

  • приобщение учащихся к истории и культуре своей малой Родины;
  • привитие интереса к научно-исследовательской деятельности;
  • развитие у учащихся умений и навыков самостоятельной поисково-исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических и теоретических задач;
  • дальнейшее формирование коммуникативных навыков, способности высказывать и отстаивать свою точку зрения и т.д.

Любая научная работа организовывается следующим образом:

  • Подготовительный этап – определение методологии исследования (цели, задачи, методы и т.д.), планирование.
  • Поиск (сбор) информации и ее систематизация.
  • Анализ и синтез – исследование полученной информации, резюмирование.
  • Оформление полученных результатов.
  • Трансляция результатов исследования – защита проекта, работы.

Таким образом, мы видим, что поисково-исследовательская работа учащегося – это, в широком смысле, и сам процесс научного изыскания в целом; а  в узком смысле – это этапы научной работы: поисковый и исследовательский.

Почему нам так важен этот терминологический нюанс? Чисто поисковая работа, как этап научной деятельности – это сбор материалов и один из способов комплектования музейных фондов.  На базе нашего музея «Истоки» «поиск» — это явление самостоятельное и интересное, поэтому хотелось бы остановиться на нем подробнее.

Более полувека назад  Пабло Пикассо сказал: «Дайте мне музей, и я заполню его». Бесспорно, речь шла о таланте и гении мастера, однако в работе  нашего школьного музея  эта знаменитая фраза приобретает иное значение,  и становится лозунгом нашей поисковой деятельности, которая ведется по следующим направлениям:

  • военно-историческое
  • археологическое
  • этнографическое
  • естественнонаучное.

На базе музея практикуется такая форма как «поисковые задания для классов». (ПРИЛОЖЕНИЕ)Учащиеся с энтузиазмом включаются в поисковую работу, и зачастую именно они являются инициаторами и разработчиками заданий.
Формы поиска, выбираемые учащимися и учителями, различны, в зависимости от направления деятельности:

  • Поиск с использованием электронных ресурсов .

В основном это работа с ОБД «Мемориал» по составлению списков погибших и пропавших без вести земляков; работа с иными электронными ресурсами, содержащими документы ВОВ.

  • «Живой» поиск – работа с «устной историей».

В отечественной исторической науке устные свидетельства только сейчас постепенно становятся полноправным историческим источником, который исследователи используют наряду со статистическими данными, периодикой и т.д. В практике школьной музейной работы устные свидетельства уже давно являются ценным материалом, на котором строятся исследования учащихся.

  • Экспедиционная, полевая деятельность

Стоит сказать, что вся поисковая деятельность, в том числе экспедиционная, ведется исключительно в рамках законодательства РФ. К примеру, местные археологические объекты долгое время распахивались, поэтому археологический поиск ограничивается сбором подъемного, бросового археологического материала с распаханных полей, что не противоречит законам об охране культурно-исторических памятников.
Накопленный в музее материал позволяет учащимся выбирать разнообразную тематику для своей исследовательской деятельности. Исследовательская и проектная деятельность учащихся, в целом,  организуется по следующим направлениям:

  • Естественнонаучные исследования (природа края, геологическое прошлое, палеонтологические находки и т.д.)
  • Археологические исследования;
  • Этнографические работы;
  • Работы по истории региона XVIII-XIX вв.;
  • История школы;
  • История поселка;
  • Военная история (ВОВ, локальные войны).

В поисково-исследовательскую работу учащихся на базе музея вовлечены не только учащиеся, ответственные за работу музея педагоги, но и учителя-предметники. За годы существования музея было выполнено множество проектных и научно-исследовательских работ. Хотелось бы перечислить самые значимые работы последних лет.